Где отдохнуть Главная

Русская колония в России

Мы сняли документальный фильм о небольшой казачьей общине. О людях с общей судьбой и проблемами. Обособленно прожив в Турции два с половиной столетия, они из поколения в поколение передавали свои традиции и фольклор. В 1962-м, вернувшись в Россию, вернее в Советский Союз, стали чужими среди своих. Так же, как и на чужбине, вынуждены были бороться за свою самобытность. Ассимиляция стала последним препятствием. Культура казаков-некрасовцев на грани забвения. Может исчезнуть вместе с поколением переселенцев. Их осталось мало, всем от 60-ти до 85-ти. Передать знания некому.

Сегодня в поселке Новокумский Ставропольского края работает музей, посвященный культуре некрасовцев. Из Турции она была возвращена как бы в законсервированном виде. Особенно в части фольклора. Тогда как в России в течение прошлого века многое было утрачено. Работники музея называют всех возвращенцев живыми экспонатами, «последними из могикан», которых осталось чуть более двух сотен (всех возрастов). Они прилагают массу усилий, чтобы сохранить уникальное наследие, даже пытаются заручиться поддержкой ЮНЕСКО. Но все же прогнозируют катастрофу. Что нужно сделать, чтобы это сохранить? Может быть, в первую очередь, обозначить проблему? Рассказать об этом широкой публике?

В нашем фильме мы покажем уникальный быт и культуру казаков-некрасовцев. Подобные осколки дореволюционной культуры репортеры выискивают в разных уголках мира: в Аргентине и на Аляске и почему-то никто не обращает внимание на людей, которые живут в нашей стране своим, непохожим укладом жизни. Итак, в нашем фильме мы расскажем, что мы потеряли и что мы можем потерять из культурного наследия, если вовремя не обратим на это внимание.

Никита Филиппович Синяков. На стенах его дома – турецкий флаг, карта Турции, портрет Кемаля Ататюрка. Телевизор настроен на турецкое телевидение. Душой этот человек остался там, но сюда вернулся ради детей. Никита Филиппович ездил в Турцию, что бы посетить могилы предков. Он мечтает вернуть утраченное при переезде из Турции. Церковная утварь и несколько сотен икон в 62-м не прошли таможню, попали под действие приказа властей, изданного еще в 30-х годах. Документ готовили, чтобы сохранить в Турции наследие Византии – те же иконы и прочее, но совершенно другого происхождения. Однако разбираться на таможне никто не стал. В Россию удалось переправить лишь небольшую часть икон – только те, что были в личных вещах переселенцев.

Никита Филиппович неустанно стучится в чиновничьи кабинеты, чтобы решить вопрос. Вместе с нашим героем мы пройдем по кабинетам чиновников краевого уровня. А потом попытаемся помочь старику в Москве и донести его просьбу в Министерство иностранных дел. Может получиться очень эффектно, с элементом интерактива.

Хор казаков. В кадре – 12 бабушек от 80-ти лет в традиционных костюмах на живописном берегу реки Кумы. Еще две казачки помоложе. Поют песни, утраченные в России. Этих песен очень много, но передать манеру пения и сами тексты некому. Вместе с бабушками умрет и уникальная манера пения некрасовцев. Дедов, кстати, уже нет. В хоре поэтому только женские голоса. Есть черно-белая хроника их выступления несколько десятилетий назад. Есть наши кадры, как бабушки поют за столом, произносят старинные тосты. Как поют, стоя за русской печкой, готовя постные пироги с кашей. ЛАЙФами песен можно пронизать весь репортаж.

Арина Абрамовна Беликова. Ей 84 и она прекрасно помнит переселение. На ее глазах терялись традиции. Бабушка Арина решила сделать все, что ей по силам, что бы передать их часть потомкам. Она просит детей и внуков привозить из города кукол, что бы «обшить» их. Она много помнит об одежде предков: повседневный костюм, свадебные наряды, другие ритуальные. С учетом мельчайших деталей она шьет одежды и наряжает кукол. Надеется, что когда-нибудь, пусть даже после ее смерти, кто-то из ее потомков сошьет по кукольной одежде платье для свадьбы.

К слову, некрасовские наряды очень оригинальны. Отличаются пестротой, многоцветием. Это очень своеобразный симбиоз традиционной казачьей и турецкой одежды.

Катерина Изотиевна Бабаёва. Тоже 80 с приличным хвостиком. Понятно, что давно на пенсии, но продолжает культивировать виноград у себя на грядках. Каждый год готовит из него вино. Вспоминает о жизни в Турции, ее фактической родине. У нее дома, как и у любой из ее подруг, сооружена русская печь. В традиционных костюмах Баба Катя, баба Аня и баба Паша лепят и пекут пироги с кашей, которые подают к столу во время поста. Они рассуждают о богатой казачьей кухне, которая тоже забывается вместе с ослаблением семейного уклада.

Священноиерей Никифор. Отец Никифор – последний священник Новокумского. Сколько он ни пытался подобрать преемника, никому из молодых до этого нет дела. Они все еще крестятся двумя перстами, но храм пустует. Старики его посещают исправно, но их становится все меньше. А ведь в храме есть столетиями намоленные святыни – иконы, которые предки увозили с собой в Турцию.

Никита Иванович Васютов, нынешний казачий атаман. Его, как и его предков кормит земля. На большом участке – питомник множества видов растений. Саженцы Васютовых в районе пользуются прекрасной репутацией. Никита Иванович разводит и диковинные растения – японскую сакуру, китайский финик и множество других. Удивительно, но они приживаются в условиях достаточно жесткого климата востока Ставрополья. Так же, как прижились на этой земле казаки-некрасовцы. Несмотря на все невзгоды, свое отношение к земле Никита Иванович пытается привить детям, демонстрируя прибыльность садоводства. Он так же взял в аренду небольшой пруд на окраине села. На этом месте когда-то местные жители принимали «ходаков» из Турции во главе с тогдашним атаманом Васией Порфирьевичем Саничевым, который посмотрел эти земли, и принял решение о возвращении. Никита Иванович будет строить там казачье подворье, которое планируется внести в туристические маршруты Ставрополья. Атаман мыслит стратегически, совмещая бизнес-идею с необходимостью сохранять наследие. Ведь подворье – это и традиционная кухня, вина, и элементы фольклора и возрождение костюма для персонала.

Есть много хроникального видео. Кадры прибытия казаков в 62-м году на пароходе «Грузия». Кадры стародавних песен-плясок. Кадры посещения несколькими казаками и казачками бывшего места жительства в Турции.

Все указанные выше персонажи очень колоритны и предельно «медийны». Хорошо говорят и раскованы перед камерой.

Фильм ждет своего эфира на федеральных каналах. Готовы рассмотреть вопрос и о продаже исходников.

Ключевые слова

Евгений Глуховцев

Главный редактор журнала путешествий НетЗим

Оставьте комментарий

Нажмите сюда, чтобы оставить комментарий

ПУТЕШЕСТВИЯ ОПАСНЫ: можно не остановиться!

Самые дешевые рейсы, отели, дома

Дистанционная школа практической журналистики

Наш канал на YouTube