журнал путешествий
Главная

Как учат в школе, учат в школе, учат в школе… голландской

Что такое школа по-голландски и чем она отличается от российской? Почти всем.

Система тут сложная и разветвленная, совсем не так, как у нас: в семь (шесть) лет зашел в школьное здание, через столько-то то лет вышел.

В Голландии начальная школа существует обособленно от средней. Дети идут в школу уже в четыре года. И до пяти лет родители обязаны их в школу определить. Если по какой-то причине это не сделано, вмешивается та самая страшная ювенальная юстиция, которая уже и к России подбирает свои щупальца. Ребенка могут отобрать и воспитывать без участия родителей. Поэтому дите должно быть устроено в школу.

Четырехлетние все как один рвутся в первый класс. Маркетинг работает отлично, идею счастливой школьной жизни преподносят правильно. Карапуз, который еще ночью спит в трусах-подгузниках (этот процесс зачастую затягивается) и дома разгуливает с пустышкой во рту, каждое утро гордо вышагивает с рюкзачком и пластиковым контейнером для обеда (в школах никого не кормят, как и в детских садах). Мама или папа везут его на машине либо на велике позади себя. А потом уж он и сам вовсю крутит педали – в школу хочет.

Что делают такие карапузы в школе? Да всего по чуть-чуть. Читать и писать их еще не учат, они мастерят что-нибудь, рисуют, играют в спортивные игры, беседуют. Главное, чему обучают детей в начальной школе – навыкам коммуникации, ибо это – голландское все. Делают из них членов общества, и эта тема, надо сказать, продолжает развиваться и дальше.

Пример из жизни: мой пасынок, которому на днях будет 18 и который заканчивает среднюю школу, высший уровень «атенеум», не только сам оформил запрос и отправил необходимые документы на поступление в Дельфтский технический университет (лучшее, к слову сказать, техническое учебное заведение в Голландии), но и сам оформил на себя отдельную медицинскую страховку, т. к. с достижением совершеннолетия он больше не может быть застрахован по семейной страховке. При этом парень – порядочный лоботряс, много чего забывает, путает… обычный парень, в общем. Но эти вещи он сделал сам. Нашел всю информацию в интернете, позвонил куда надо, распечатал и заполнил формы, отослал их по почте… Много ли старшеклассников в России способны на такое? Много ли родителей способны дать детям нести эту ответственность за свои дела самостоятельно???

Итак, малыши подрастают, с шести лет их учат читать и писать, добавляют арифметику, потом еще какие-то простые предметы. И понеслось… Нужно отметить, что учительница первая меняется на следующий год на учительницу вторую. И чаще всего на класс человек из двадцати дается двое учителей. Нередко это женщина («юф») и мужчина («меестер»).

Еще важный момент: школы в Голландии делятся на: публичные, протестантские, католические (в двух последних дается религиозное воспитание и практикуются молитвы), а также специализированные: по системе Монтессори, Далтона и Вальдорфские.

В последнем, восьмом классе начальной школы, между 11 и 12 годами у учащихся проводится тестирование для выбора профиля средней школы. Это не годовые контрольные по предметам. Это нечто, напоминающее IQ, но не совсем. Называется – «Сито-тутс». По итогам тестирования школа дает совет, куда дальше направить стопы учащемуся. Советом можно пренебречь, но не стоит. Если в России не очень продвинутого ученика можно натаскать с помощью репетиторов и курсов, в Голландии и возможностей таких очень мало, и система возводит непреодолимые препятствия. Немало детей моих знакомых не смогли учиться в школе повышенного уровня, пришлось спускаться этажом ниже. Причина этого банальна: нужно всячески препятствовать чрезмерному росту выпускников вузов, т. к. нехватка идет как раз рабочих рук и специалистов среднего звена. А при поступлении в вуз отсеять народ уже сложнее, ибо вступительные экзамены отсутствуют.

Итак, что ждет двенадцатилетнего пытливого отрока по окончании начальной школы? Во-первых, школьный мюзикл, который традиционно готовят восьмиклассники. Снимается зал в театре или поселковом клубе, родители собираются на это незабываемое зрелище. А потом?..

С 12 лет можно пойти учиться на предпрофессиональное направление, сидеть за партой до 16 лет, а потом отправиться в аналог ПТУ. Программа здесь самая простая. Учебник по математике в старшем классе такого направления вообще не впечатлил меня, если честно! Следующее направление – всеобщее среднее, учеба – пять лет, предметов больше и они сложнее. Иностранных языков уже чаще всего два. А может быть – и три, в зависимости от выбранного профиля. Как правило, первый класс называется «мостом», или переходным классом, ребята определяются, какой выберут профиль. И справляются ли они в принципе с программой. Если да, то выбирают технику, экономику или гуманитарную программу. Если нет, уходят уровнем ниже. Высший уровень – «гимназиум» или «атенеум». Первый – с упором на гуманитарные и естественные науки, второй – на технические. В первом ребята изучают пять иностранных языков, из которых два – классические, латынь и греческий. Впрочем, если в дальнейшем упор на естественные науки, то языков может быть чуть поменьше.

Нагрузка в средней школе, кроме предпрофессионального направления, серьезная по сравнению с начальной, где все «читают и рисуют, играют и поют», а также… изучают экскременты и следы зверей в лесу (было такое задание у одного знакомого ребенка). Здесь начинают задавать уроки (да-да, впервые!), постоянно проводить зачеты и тесты.

Есть немало полностью компьютеризованных школ. Моя падчерица 16 лет постоянно ходит с ноутбуком, посылает по нему задания, у нее свой личный кабинет на сайте школы. К чему это приводит? Через год такой учебы девочка объявила, что ее от компа уже тошнит, она в свободное время старается поделать что-то еще, не связанное с экраном: почитать, погулять, порисовать, пообщаться с друзьями лично. Неплохой результат. Напоминает мне способ отучить младенца рвать книжки – дать ему много рулонов туалетной бумаги на растерзание.

Когда обучение в средней школе заканчивается, нужно думать – куда дальше. После первого уровня – в аналог ПТУ. После второго – в институт. После третьего – в университет. Здесь это не одно и то же. Институты дают более прикладное образование. Учиться в них проще, чем в университетах. Значит ли это, что выпускнику более низкого уровня средней школы путь «наверх» закрыт? Ничуть нет. Можно после ПТУ поступить в институт. Можно после предпрофессионального уровня добрать еще два года на втором «этаже» (два – потому что обучение более сложное). То же самое – при переходе со второго уровня на третий. И даже после обучения в институте можно еще «добрать» университета.

И последнее, пожалуй, о чем я непременно упомяну – если дите обучается в школе, то забрать его, скажем, на каникулы пораньше или вернуть попозже – адски трудно. Даже если в последние дни перед каникулами школьники просто тусуются в одном помещении под присмотром учителя, приходится костьми лечь, чтобы убедить руководство школы отпустить чадо в отпуск с родителями. Приобретенные билеты на самолет некоторых не убеждают. Ювенальной юстиции виднее! Приходится прибегать к уловкам. В частности, однажды моему мужу удалось убедить строптивую классную руководительницу сына, что ему, как частному предпринимателю, идти в отпуск в период всеобщих школьных каникул может не удаться. И про это есть статья в законе об образовании. Ворча, она согласилась подписать «наряд на отпуск» для мальчишки. К слову сказать, каникул тут много: в середине октября неделя, на Рождество – две, на границе зимы и весны – неделя, в мае – неделя. Разные «второй день Пасхи и Вознесения» — понедельники – тоже считаются. Но зато и учатся до конца июня или даже до середины июля. Летние каникулы – всего шесть недель. Иначе у преподавателей будут слишком большие отпуска. А детей будет некуда пристроить. Ведь бабушки с детьми не сидят. Они «наслаждаются своей жизнью»!

Сайт Аси Пломп-Суворовой

Оставьте комментарий

Нажмите сюда, чтобы оставить комментарий

Наш канал на YouTube