Главная Статьи

БЕРЕГОВОЙ ФОРТ Кронштадта — Александр-шанец

Андрей Вест,
г.Санкт-Петербург

Сегодня продолжим исследовать зону Кронштадта, которую мало или совсем не знают туристы. Речь пойдет о береговом форте Александр-шанец.

Следуя по дамбе от Горской, въехав на остров Котлин , поворачиваем на съезд в город-крепость Кронштадт, но не поворачиваем направо в город, а уходим налево — на Котлинскую косу, западную оконечность острова. Проезжаем поворот на аэродром Бычье поле, оставляем справа Кронштадтское кладбище, проезжаем ещё немного и за одним из поворотов перед нами открываются мощные укрепления форта Александр-шанец.

Южная часть форта закрыта, там до сих пор базируется воинская часть. Северная часть до недавнего времени была тоже закрыта. Но поскольку там всё вооружение давно демонтировано, часть батареи Куртинная и Северную батарею открыли.

Береговой Александр-шанец является объектом культурного наследия России и мира, внесён в список объектов культурного наследия Юнеско. Да и сама Котлинская коса стала природным заказником. А теперь, собственно, о форте.

Официальная версия гласит, что данный форт появился в 1706 году. Но есть сведения, что ещё весной 1704 года во время строительства первого островного форта Кронштадта – Кроншлота — одновременно с ним, на западной стороне острова Котлин была поставлена Петровская батарея.

К сожалению, мне не удалось уточнить эти сведения и точное место расположение этой батареи, поэтому выдвигаю версию, что, возможно, именно Петровская батарея и явилась предтечей форта Александр-шанец.

Собственно, сам форт Александр-шанец состоит из трёх укреплений: Южной, Северной и Куртинной батарей.

Нынешний вид форт обрёл в середине 19 века при спешной его перестройке в связи с угрозой нападения на Кронштадт и Санкт-Петербург англо-французского флота в ходе крымской войны. Впоследствии был вооружён нарезными пушками разных калибров, в том числе и специальными, противодесантными.

Перед фортом, как и полагалось в те времена, был вырыт крепостной ров, затруднявший подход по суше к форту. Построены позиции и орудийные погреба. В 1930 году вооружение форта было демонтировано, и на форте был создан командный пункт штаба Балтийского флота. Также была проложена ж/д ветка от города до форта Риф, который находится на самой оконечности Котлинской косы, и доступ куда запрещён — там базируется воинская часть.

В годы Великой Отечественной войны по этой ветке курсировал «бронепоезд» — паровоз и несколько ж/д платформ, на которых были установлены два 180 мм. орудия и несколько зениток. Он поддерживал своим огнём защитников Ораниенбаумского пятачка. Этим помог им выстоять, не позволив фашистам выйти на берег Финского залива, на расстояние прямого выстрела полевых орудий по Кронштадту.

Немецко-фашистские захватчики пытались вычислить, разведать по какому маршруту курсирует этот бронепоезд, но в Кронштадте предателей не было, а заслать сюда агентуру фашистам не удавалось — СМЕРШ Балтфлота работал очень хорошо.

Что поражает, когда впервые знакомишься с остатки этого форта, боевыми позициями, траверсами, боевой улицей, валгангом — это МОЩЬ! Когда я впервые увидел этот форт, его укрепления, смог оценить сооружения, я был поражён до глубины души, до спазма в горле. Я почувствовал Гордость за своих предков, за Историю страны. Какой волей и ответственностью за страну, за её безопасность надо было обладать, чтобы построить такое грандиозное сооружение на болотах, на месте, где строительство таких крепостей НЕВОЗМОЖНО! Но Русские смогли построить кирками, ломами и лопатами мощнейшее оборонительное укрепление. И только там, на форте, я наконец понял, почему Кронштадт с его укреплениями был самой мощной морской крепостью в мире в 18-19 вв.

Поднявшись на валганг, я не поверил своим глазам! Он тянулся не несколько сотен метров, как минимум не меньше 300 — это была Куртинная батарея, серединное укрепление. Естественно, что на Южную часть форта я попасть не смог, зато вволю полазил по Северной и Куртинной батареях.

Рассказывать об этом бессмысленно. Это надо видеть, видеть и прочувствовать. Именно там ты понимаешь всю их неприступность для возможных атак десанта. Особенно впечатляют траверсы, в которых когда-то были вмонтированы киоты с иконами, следы от которых видны до сих пор. Плиты, на которые монтировались станины крепостных орудий, орудийные погреба.

Берег Финского залива от форта был в нескольких десятков метров. Налазившись по Александр-шанцу, я решил выйти на берег — передохнуть свежим морским воздухом. Выйдя на берег, я глянул в сторону оконечности косы и обомлел! Я, впервые в своей жизни увидел укрепления форта Риф и был потрясен. И очень жалел, что не захватил с собой бинокля. Но мой фотоаппарат позволил мне сделать более или менее приличных снимков Рифа, несмотря на то, что до него было около двух километров и на море стояла дымка.

Сколько я смог рассмотреть с такого расстояния, этот форт не менее мощное сооружение, чем Александр-шанец. Но и это ещё не всё! Отведя глаза, я наткнулся ещё на одну историческую фортификационную достопримечательность Кронштадта — Толбухин маяк, построенный по личному указанию Петра Великого от 13 ноября 1718 года и первоначально носивший название Котлинский, а в 1736 году, переименованный в честь полковника Федота Семёновича Толбухина. И его тоже я смог сфотографировать несмотря на то, что до него было около пяти километров.

Чтобы понять мои чувства и эмоции, лучше самим побывать там и увидеть всё своими глазами. Пройти по валгангу своими ногами, походить по орудийным погребам самому, подсвечивая себе фонариком. Уверен — не пожалеете!

Контакты Андрея

2 комментария

Нажмите сюда, чтобы оставить комментарий