Где отдохнуть Главная

Быть водителем в Голландии — детали

Машин в Голландии много, как, наверное, и в любой европейской стране. Быть водителем здесь и просто, и непросто одновременно. Почему? Давайте начнем с момента, когда будущему автомобилисту нужно выучиться в автошколе и сдать на права.

Немало родителей дарят своим отпрыскам уроки вождения к 18-летию. С недавних пор возраст для сдачи на права снизили до 17 лет, но водить самостоятельно можно все равно лишь с 18. До этого момента – в присутствии родителей или инструктора по вождению. Один урок стоит за академический час порядка 35-40 евро. Некоторые школы практикуют уроки по 60 минут, но большинство – по 90. Значит, за одно занятие нужно выложить 75-80 евро. Сумма кусается? Еще бы!

Положительный момент для родителей юных автомобилистов состоит в том, что в 18 лет уроки даются легко. Кроме того, все голландцы, как вы уже, наверное, поняли, практически рождаются на велосипеде. Значит, дорожную обстановку понимают и оценивают. Реакция в этом возрасте тоже очень хорошая. И порой можно обойтись десятком уроков. Но не всегда.

Чем старше ученик, тем вождение дается сложнее. Еще есть малоприятный момент: экзамен по теории с годами весьма усложнился. Например, при выборе варианта ответа на компьютере нет возможности изменить свой выбор, даже если время еще не истекло. Опасные ситуации, которые нужно оценить, порой весьма расплывчаты, сделать здесь ошибку проще простого.

Тенденция при сдаче экзаменов наблюдается следующая: люди без высшего образования чаще вынуждены пересдавать теорию, с высшим – практику. Абсолютный рекорд в количестве пересдач экзамена принадлежит одному российскому стоматологу, который, по словам его друга, моего знакомого, делал это семнадцать раз! Супруга знакомого уверяла меня, что экзаменационная комиссия, дескать, выкачивала деньги из экзаменуемого, ибо у стоматологов хорошие доходы. Но это совсем не по-голландски! Человек просто не справлялся. Кстати, после нескольких пересдач человека направляют к психологам и психиатрам, чтобы мог получить помощь и все же сдал экзамен!

Встречаются случаи, когда люди сдают на права в весьма почтенном возрасте. Также существуют автошколы, работающие с аутистами и людьми с синдромом дефицита внимания. А также – со страхом провала. Таких инструкторов специально обучают, они в большой цене.

Людям из России, у которых есть права, нужно все же взять с десяток уроков и сдать экзамены. Однажды мне довелось переводить на экзамене по теории. Девушка из Ульяновска, по ее словам, в России «гоняла как сумасшедшая», поэтому с вождением у нее проблем не было. А вот вопросы по теории она еще не могла уразуметь достаточно хорошо. Ей давали время на то, чтобы прослушать перевод. Сдала она отлично, с одной ошибкой (разрешалось – пять). Очень сокрушалась, что сделала эту ошибку. Но самым замечательным оказалось то, что после нажатия на клавишу ответа она всякий раз размашисто крестилась и довольно звучно взывала к божественной помощи! Экзаменатор получила ни с чем ни сравнимое удовольствие!..

Экзамен по вождению длится не менее часа, это серьезное испытание. Заплатить денег нельзя никому. Вернее, вы к тому моменту заплатили столько денег, что вам просто неоткуда будет взять еще. Как только ученик приступает к обучению, он должен оплатить пакет услуг, куда входят разные страховки, экзамен по теории и пробный экзамен в центральной экзаменационной комисии по вождению. Например, при моем обучении это стоило 600 евро.

По сути, в Голландии бывает дешевле получить краткосрочное высшее образование (к примеру, годичный курс западной медицины), чем получить права!

Права получены – что дальше? Аварий на дорогах здесь все же не меньше, чем в России. Юнцы, которых за рулем тьма, а машиненки у них аховые, лихачат, особенно, разные турецкие и марокканские «гонщики». Дедушки ездят суперосторожно и всех задерживают. И бабушки, конечно, тоже. Да, и не забудьте об узких дорогах и велосипедистах!

Дорожная разметка здесь очень тщательная, иной раз даже чересчур. Но это помогает сориентироваться, ибо в населенных пунктах ездить очень сложно, места практически нет, а еще есть риск свалиться в канал, ведь вода порой плещется прямо вровень с дорогой!

Приезжая, скажем, в Россию, голландский водитель испытывает шок от некоторых правил, отличающихся от голландских, но главным образом, от решительности местного населения и его изобретательности за рулем!

За что здесь штрафуют? За нарушение скорости, конечно. И почти никогда это не делает физически присутствующий полицейский. Датчик фиксирует нарушение, на дом высылается штраф, его оплачивают.

За вождение в нетрезвом виде, если вы превысили дозу в 0.5 промилле (водитель со стажем) или 0.2 (неопытный водитель) штрафы высокие и при очень сильном превышении чреваты принудительным прохождением курса стоимостью порядка 700 евро. Бывают еще моменты, за которые могут оштрафовать – парковка или стоянка в неположенном виде, пользование парковочным местом для инвалидов людям без удостоверения, некоторые технические несоответствия, не пройденный техосмотр… Все как везде. Еще здесь есть передача, в которой полицейские катаются за наиболее лихими гонщиками и потом радостно их штрафуют, читая морали и помахивая ручкой в камеру.

За владение машиной нужно в год тоже отвалить кругленькую сумму. Налоги на автотранспорт составляют 150-250 евро, разные проверки и техосмотры требуют, если машина не новая, 500-1000 евро за одну проверку. Добавьте сюда зимнюю резину и плату за хранение летней у автодилера (далеко не у каждого есть гараж, а значит, и колеса хранить особо негде).

И в заключение – цены на бензин. Десять лет назад бензин в Нидерландах стоил ровно в три раза дороже российского. Потом это соотношение слегка изменилось: в России цены подросли. Но все же здешние продолжают вызывать легкую задумчивость: и почему еще не все население Голландии пересело на велосипеды?!

Сайт Аси Пломп-Суворовой

ПУТЕШЕСТВИЯ ОПАСНЫ: можно не остановиться!

Самые дешевые рейсы, отели, дома

Наш канал на YouTube

Школа практической журналистики