журнал путешествий
Метро Москвы как музей
Главная

Для туристов Московское метро как музей

Московский метрополитен как культурное наследие - журнал путешествий NetZim
Московское метро как музей — журнал путешествий NetZim

Каждый день москвичи спускаются в роскошный подземный город, где их встречают станции — дворцы, станции-музеи. С красотой и богатством Московского метро не сравнится ни одна подземка мира. Однако, кроме удивительной архитектуры, Московское метро — это еще очень важная транспортная сеть.

После Токийского, Московское метро второе по загруженности в мире. Гигантский подземный механизм работает 24 часа в сутки, даже когда его двери закрыты на прием пассажиров.

Сегодня в Московский метрополитен гостей столицы водят на экскурсии. Одной из самых красивых считается станция «Кропоткинская». Необыкновенные колонны в виде тюльпанов, лампы направлены вверх. У станции необычное освещение. Причудливая игра света визуально увеличивает пространство. Самая красивая станция подземки была спроектирована архитектором Алексеем Душкиным и открыта в числе первых.

Однако метро вряд ли появилось бы в Москве, если бы не коллапс транспортной системы вначале 20 века. Трамвайные пробки душили город. В июне 1931 года на пленуме ЦК ВКП(б) было принято решение немедленно приступить к строительству метро в Москве. Уже в 33-м закипела работа. По трассе Сокольнического направления было заложено 14 шахт. Строительство велось фактически вручную. Туннели рыли с помощью кирки и лопаты.

В «Метрострое» работало более семидесяти тысяч человек. И все это под патронажем наркома путей сообщений — Лазаря Когановича. 15 мая 1935 года состоялось открытие Московского метрополитена. 11,5 км трассы, 13 станций и 14 поездов. Первый поезд шел от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры», с ответвлением на «Смоленскую». Все станции — удивительно красивые.

Действительно, первые станции походили на дворцы. Они были облицованы мрамором и гранитом. Для обработки этих материалов на «Метрострое» был даже создан специальный завод. Мрамор добывали в карьерах Крыма, Кавказа, Урала. В общей сложности на первую линию было потрачено 21 тысяча квадратных метров мрамора. До сих пор москвичи не перестают удивляться, зачем метрополитену понадобились такие дорогие материалы.

Еще на этапе проектирования было принято экономически обоснованное решение: использовать для отделки станций дорогие архитектурные материалы. В том числе мрамор и гранит. Оказалось, это выгодно — в результате город получил долговечные станции. Станции, которые не нуждаются в постоянном ремонте.

Задача архитекторов была не просто построить великолепные подземные Дворцы, но и увековечить власть. Поэтому на проекты станций в стиле соцреализма, ни мрамора, ни гранита не жалели.

Все станции московского метрополитена имеют неповторимый стиль. Многие из них можно назвать музеями. «Площадь революции» — одна из любимейших станций москвичей. Здесь можно не только полюбоваться скульптурами революционеров скульптора Матвея Манизера, но и загадать желание, потерев нос бронзового пса.

Произведения скульптура Манизера на Площади Революции породили множество городских легенд. Типа, если потереть нос собаке, то это приносит счастье, в особенности студентам перед сессией.

В арках станции — 76 бронзовых фигур. Скульптуры расставлены в хронологическом порядке от событий октября 1917 до декабря 1937 года. Рабочий с винтовкой и гранатой, мать с ребёнком, матрос с наганом, правда, наган у него постоянно воруют. Все фигуры, кроме пионеров – сидят. На эту тему москвичи даже когда-то шутили: «на станции показано, что весь советский народ или сидит, или стоит на коленях».

Станция метро «Площадь революции» была любимой станцией Сталина. Поэтому в 1941 году бронзовые фигуры решили спасти от бомбежки. Все скульптуры были эвакуированы со станции. Их собирались даже вывезти в Среднюю Азию.

В итоге, когда было принято решение о полной эвакуации Москвы, скульптуры запаковали в ящики, но вывести не успели. К счастью, скульптуры не пострадали. И после войны были возвращены на свои места.
Ежедневно на станции «Площадь революции» бывает около 32 тысяч человек, а пересадки на «Театральную» совершают более 209 тысяч. Колоссальный пассажиропоток. И все эти люди продолжают взирать на знаменитые скульптуры.

Кроме архитекторов, которые проектировали подземные Дворцы, в создании внешнего облика станций участвовали художники. Полотна мозаик поражают своими размерами и красотой. На станции «Маяковская» можно увидеть 34 мозаичных панно. Они сделаны по эскизам Александра Дейнеки — «Сутки советского неба», на которых, по замыслу художника, запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток.

Эскизы к панно были сделаны художником в кратчайшие сроки. Уже через шесть месяцев после начала работы мозаики украшали станцию. Дейнека был довольно своеобразным художником, некоторые его работы были более чем авангардными. А те, что выполнены для Маяковской имеют интересную особенность: задрав голову мы видим не просто плоские панорамы, плоские сюжеты, мы смотрим как будто бы в небо через плафоны.

Сами мозаики собирались в Ленинграде знаменитым русским мозаистом Владимиром Фроловым. Его панно можно увидеть также на станциях «Автозаводская», «Новокузнецкая».

Сталевары, строители-высотники, авиаторы – все эти мирные сюжеты Фролов выкладывал в тяжелейших условиях блокадного Ленинграда. Когда он закончил эти мозаики и ящики с ними были отправлены из Ленинграда по дороге «Жизни» Владимир Фролов скончался. После смерти художника в 1943 году мозаики Фролова украсили станцию «Новокузнецкую».

Поскольку «Новокузнецкая» была открыта в военные годы, архитектурное оформление станции посвящено теме Великой Отечественной войны. На эскалаторном пролете — скульптурная вставка работы Николая Томского в виде щита, обрамлённого знамёнами, оружием и лавровыми венками и имеющего в центре надпись – «Слава доблестным бойцам Великой Отечественной войны».

Еще один интересный интерьерный элемент станции «Новокузнецкой» – мраморные скамейки. По Москве до сих пор ходят легенды о том, что эти скамейки раньше стояли в храме Христа Спасителя. Но подтверждений этому никто не нашел.

Пожалуй, самая необычная станция Московского метрополитена – «Новослободская». Ее освещают чудесные витражи, которые создают впечатление подземного грота. Это достаточно редкий прием, поскольку витражи особо не использовались. Они ассоциировались с архитектурой церковной. А здесь впервые за десятилетия советской архитектуры в оформлении станции были использованы витражи. В России тогда уже практически не осталось специалистов, которые могли бы их изготовить и поэтому эти витражи были изготовлены рижскими мастерами.

«Новослободская» считается одной из самых романтичных станций. Здесь студенты часто назначают встречи и свидания.

В 1936 году станцию «Комсомольскую» показали на выставке в Париже, и она стала самым знаменитым советским архитектурным сооружением. А в 1941 году Дмитрий Чечулин – архитектор станции был удостоен Сталинской премии. На «Комсомольской» 23 колонны. Пол выложен серым и красным гранитом. А пешеходные балконы над путями покрыты керамической плиткой. Еще одной интересной деталью станции «Комсомольской» является панно из майоликовой плитки под названием «Метростроевцы». Эскиз для нее сделал известный русский художник, академик Евгений Лансере.

Практически все станции московского метро, построенные сразу после войны, были украшены изображениями Иосифа Виссарионовича Сталина. Однако после разоблачения культа личности в 1956 году портреты безвозвратно исчезли.

Это были статуи, мозаичные барельефы, гипсовые барельефы, бронзовые портреты в полный рост, в фас, в профиль и так далее. В частности, один из портретов находился на станции Арбатская. Это было одно из крупных художественных произведений, созданных в жанре, если так можно выразиться, сталинианы. Напротив эскалаторов в наземном вестибюле станции «Арбатской» — пустая декоративная рамка. Раньше здесь находился ростовой портрет Сталина. Это был мозаичный портрет Сталина в полный рост на фоне знамён Победы. Это было достаточно красивое произведение в отличие от некоторых других. Но и это его не спасло.

В конце 50-х годов мозаику демонтировали. Приехали товарищи в штатском и уничтожили картину. Григорий Опрышко, художник мозаики, просил отдать ему хотя бы фрагмент с изображением головы Сталина, но ему отказали, и портрет исчез безвозвратно.

По-другому поступили с мозаичными панно на станции «Комсомольская». Вместо «Вручения гвардейского знамени» появилось «Выступление Ленина перед красногвардейцами, отправляющимися на фронт». А «Парад Победы» превратился в «Триумф Победы». Павлу Корину предложили переработать собственные произведения. В результате художественная ценность мозаичных панно не пострадала.

Московский метрополитен — выдающийся памятник русской инженерной науки. Подземный город Москвы до сих пор остается одним из главных образов столицы и является самой важной транспортной системой города. Если метро в Москве встанет — случится непоправимое. Транспортный коллапс парализует столицу. Чтобы этого не допустить, все службы метрополитена работают в усиленном режиме. А столичные власти в ускоренном темпе ведут строительство новых станций.

Столичная подземка - журнал путешествий NetZim
Московское метро — символ советской эпохи журнал путешествий NetZim
Московское метро - журнал путешествий NetZim
Кругом один мрамор и красивые девушки — журнал путешествий NetZim

Оставьте комментарий

Нажмите сюда, чтобы оставить комментарий

Наш канал на YouTube