Главная

Анна Пономарева,
г.Ставрополь

Первый раз в Грузию мы поехали в 2016 году – то есть год назад. Это был сентябрь. Почему мы выбрали именно этот месяц? Летом мы увидели по телевизору огромные очереди на границе с Грузией, люди говорили, что стоят там уже по 6-8 часов. Это нас напугало и мы решили отправиться в Грузию позже. Выбор пал на сентябрь.

Как показала практика, это было правильное решение. Как и в сентябре 2017-го (мы съездили в Грузию второй раз), так и в прошлом году, мы проехали границу что называется транзитом — то есть особо не задерживаясь.

Оба раза мы ездили на своем автомобиле. В Грузию из Ставропольского края можно попасть на самолете, автобусом или маршруткой. Мы же любим путешествовать на собственном авто. У нас обычный седан — Опель Астра. Кстати, многие из моих друзей, кому я потом рассказывала о Грузии, очень удивлялись: как вы рискнули туда отправиться на такой машине? Типа, в Грузии сплошные буераки и там пройдет только джип.

Что я могу сказать по этому поводу? Большое заблуждение. В Грузии абсолютно нормальные дороги. Это касается и Военно-Грузинской дороги. По крайней мере, нам она показалась даже более легкой, чем сочинский серпантин. Да, она не широкая, но там спокойно могут разойтись две машины. Так что наш Опель там себя прекрасно чувствовал.

До границы Грузии мы добрались за 4,5 часа. Выехали из Ставрополя рано и были там уже в начале десятого. Главный ориентир – Владикавказ. От него до пропускного пункта в Верхнем Ларсе еще 31 км.

В 2016 году в Верхнем Ларсе перед нами в очереди было 5-6 машин, а в 2017-м мы пролетели границу в одно мгновение. Я теперь понимаю почему – это происходило 1 сентября. И переход на границе был практически пустой, жители РФ были заняты совершенно другим — отправляли детей в школу…

Но вернемся в 2016-й… Когда проезжаешь границу, ни на российской, ни на грузинской стороне никаких денег не платишь. Паспорта у вас должны бать заграничные. Просто в них ставят штамп «Въехал», штамп «Выехал». Штамп не ограничивает ваше пребывание в Грузии. Но вам будут ставить его при каждом пересечении границы – таков порядок.

Досмотр очень простой. Грузинские пограничники пересчитывают количество пассажиров, просят открыть багажник, бегло его осматривают и пропускают. Дальше ты попадаешь на знаменитую Военно-Грузинскую дорогу. Именно по ней и шли в Тифлис за своими стульями Остап Ибрагимович Бендер и Киса Воробьянинов…

Невероятно красивая дорога! Едешь и наслаждаешься видами за окном. Умиляют даже козы, которые пасутся в горах и вытягиваются по склону в ровную цепочку. Но едешь медленно — это же все-таки серпантин. Обгон тут запрещен. Иногда хочется остановиться, чтобы детально запечатлеть красивые панорамы.

Как мы ездили на своем Opel Astra в Грузию

Поток машин небольшой. Поэтому если выехал на относительно ровный и хорошо просматриваемый участок, можно скорости прибавить. Путь от границы до Тбилиси занял у нас примерно три с половиной часа.

Мы забронировали квартиру в Тбилиси по букингу. Я нормально отношусь к этой системе, но все равно – это в какой-то степени лотерея. Мы вытащили неудачный билет. Квартира на фотографиях в букинге, и то, что мы увидели в реальности – оказались две большие разницы.

Нас было трое: я, мой муж Александр и моя подруга Ирина. Нам нужно было две комнаты. А нам предложили одну комнату, да к тому же в полуподвальном помещении пропахшем сыростью. Мы посмотрели и решили сюда не заселяться.

Остро возник вопрос – где переночевать. У Саши был в смартфоне номер какого-то грузина из Тбилиси, который когда-то кто-то (муж уже не помнит кто именно!) дал ему на всякий случай. Он звонит ему и объясняет ситуацию. Грузин обещает перезвонить через 10 минут. Вскоре нас поселили к сестре этого грузина. Мы заплатили ей за ночлег.

Неразбериха с жильем невольно повлияла на наши дальнейшие планы. Мы были благодарны нашим спасителям, но их квартира нам откровенно не понравилась. Это было убитое жилье в каком-то убитом спальном районе на окраине Тбилиси. К тому же, хозяева и сами жили в квартире. Оставаться в ней на несколько дней мы не захотели. Поэтому переночевали одну ночь и утром уехали в Уреки — поселок, который знаменит своими магнитными песками.

Здесь мы пробыли четыре дня. Уреки — курортный поселок на Черном море, который располагается между Тбилиси и Батуми. Причем, ко второму он ближе – от поселка до столицы Аджарии всего 60 км.

Так получилось по жизни: до этого я ни разу не была на песчаных пляжах, мне все больше попадались галечные… И вот такой сюр – черный песок. Вернее, не песок, а мелкий-мелкий раздробленный ракушечник. Мы каждый день с Ирой им скрабились. Песок действительно был магнитный — притягивал к себе мелкие палочки.

В Уреки люди приезжают как на лечебный курорт. Там было много инвалидов. Они закапываются в песок и сидят в нем достаточно долго.

Очень длинный вход в море – как в Анапе. Поэтому когда наконец-то пускаешься вплавь, ты оглядываешься на берег и видишь какой ты смелый – отплыл от него на 150 км! А потом встанешь, а вода тебе всего по горло…

Было очень много детей. Мы удивились, но нам быстро разъяснили: оказывается, учебный год в Грузии начинается не 1 сентября как у нас, а позже – 15-го.

В Уреках мы остановились в небольшом отеле. Взяли стандартный двухместный номер. Мы платили за него 1200 рублей в сутки. Я называю цену в рублях только для сравнения, на самом деле в Грузии за все платишь лари.

Когда переезжаешь границу, меняешь рубли на лари в отделении банка, которое располагается там же. Но курс в этом банке невыгодный. Поэтому меняешь небольшую сумму – на первый случай. Нормальный курс лари к рублю или долларам предлагается во всех городах, которые нам встречались по дороге.

Курс меняется. В прошлом году он был одним, в этом году другой. Так рублевый обмен оказался более выгодным в этом году: если в 2016-м мы отдавали за 1 лари 30 рублей, то в 2017-м – 25 рублей. А если точнее – 24 с копейками. В прошлом году выгоднее было везти доллары – курс обмен американской валюты был лучше.

В принципе я неплохо подготовилась к поездке: везла туда и доллары, и рубли. Но в обмене больше использовала доллары. Еще у меня была рублевая Visa, но я ею не пользовалась. Ира несколько раз расплачивалась своей, но ей не очень понравилась конвертация – в разных местах она была разной. В общем, мы сделали вывод – в Грузии лучше расплачиваться наличными и мультивалютной картой. У нас такой карты не было.

Везде расплачиваешься только лари: на заправке, в магазинах, ресторанах. Единственная ситуация, когда я расплатилась долларами – при заселении в отель в Уреках. Нас встретила сама хозяйка, я у нее спросила: хотите — схожу и поменяю доллары, хотите — так отдам. Она махнула рукой – ладно, давайте долларами…

Питание в Уреках нам не показалось дорогим. Понятно, что можно пойти в ресторан с белыми скатертями и оставить там такую же сумму как в Москве. Мы же старались деньгами не сорить. Очень часто на море наш ужин выглядел так: 3-4 огромных красных помидора по цене 30 рублей за кило, большой кусок домашнего сыра и вино. Ну, еще виноград, персики по 30 рублей за 1 кг — чудесный ужин!

В Уреках мы сходили в ресторан в парке. Нам он понравился: на большой территории под пальмами, шатрами стояли столики. Мы очень хорошо поужинали втроем. Выпили чачи и вина, были разнообразные мясные и овощные блюда – заплатили на троих в исчислении на наши деньги 3000 рублей.

В Уреках были 4 дня и в один из дней мы решили съездить в Батуми. Свой Опель решили оставить в Уреках – находясь в Грузии, наш водитель (мой муж Александр) тоже хотел попробовать больше всевозможных вин. Мы заказали такси – цена нас обрадовала. Таксист забрал нас в 10.30 и отвез в Батуми, там нас ждал до 11 часов ночи и привез обратно в Уреки. Мы за это заплатили 2000 рублей.

Такие цены вполне объяснимы. Уровень жизни простых людей в Грузии ниже, чем в России. Хотя на взгляд туриста страна не выглядит бедной.

В Батуми мы погуляли по центру. Очень понравился старый город: красивая архитектура, балконы как произведение искусства. И есть новый Батуми, построенный во времена правления Саакашвили: это суперсовременные небоскребы, навороченная архитектура. Он нам тоже понравился.

Мой совет: не пожалейте денег и наймите небольшую яхту на центральном пляже и на ней обогните город вдоль берега. Круговая панорама впечатляет. Мы заплатили за часовую прогулку на яхте 100 лари – 3000 рублей по курсу прошлого года. По курсу 2017 года это было бы 2500 рублей.

Как мы ездили на своем Opel Astra в Грузию

В общем, Батуми нам понравился. И в 2017 году мы уже целенаправленно ехали именно сюда.

Но вернемся в 2016-й… Мы отлично отдохнули в Уреках, затем вернулись в Тбилиси. По дороге (от поселка Уреки до Тбилиси 325 км) мы заехали в Мцхету. Это древний грузинский город, красивейшее место на Земле.

По дороге мы купили две местные симки – одну для нас с Сашей, вторую для Иры: чтобы не потеряться, не разойтись в каком-нибудь месте, а также для местных звонков – например, хозяйке квартиры в Тбилиси. Если у вас есть необходимость звонить внутри Грузии, такую симку стоит купить. Для звонков в Россию она не годится. Лучше воcпользоваться бесплатным Wi-Fi, который в Грузии есть везде. В Тбилиси он повсюду точно — в кафе, музеях, отелях, в частных квартирах, которые сдаются внаем. Для звонков в Россию я пользовалась WhatsApp и скайпом.

Вечером мы уже были на месте. На этот раз букинг и реальная квартира в Тбилиси нас не разочаровали. В столице Грузии мы пробыли три ночи и два дня. Жилой дом был не новый, но квартира с хорошим ремонтом и большая – где-то 100 квадратных метров. Там было две просторных спальни, огромный зал. Располагалось наше жилье в двух шагах от проспекта Шота Руставели, то есть практически в центре Тбилиси. За эту квартиру мы платили по 50 долларов в сутки.

Два последующих дня мы провели в пеших прогулках по Тбилиси. Мы замеряли шагомером – за два дня мы намотали по столице Грузии 36 км.

Как мы ездили на своем Opel Astra в Грузию

Мы выходили на проспект Руставели, а потом ныряли в боковые улочки. Побывали в основных туристических местах – у серных бань, на горе Мтацминда, стеклянном Мосту Мира, водопаде в центре города и так далее.

Питание в Тбилиси. Вполне доступное по ценам. В пеших прогулках мы перекусывали в различных кафешках. Вечером ужинали дома тем, что покупали в магазинчике рядом с домом. Особо налегали на вино. За 10 лари, то есть 300 рублей, можно было купить вполне приличное вино. В Тбилиси оно продается повсюду.

Так называемого домашнего вина я не встречала – оно все упакованное, маркированное. Даже в малых винодельнях, погребах. Просто есть вино на разлив (из деревянных бочек) – оно было чуть дешевле. Мы взяли на разлив полусладкое киндзмараули – это была бомба! Давно я не пила такого вкусного вина. Хотя я и Саша предпочитаем все-таки сухие вина…

Как мы ездили на своем Opel Astra в Грузию

Сухих вин мы перепробовали великое множество.

Мне запомнился наш самый дешевый поход в кафе. Правда, было это не в Тбилиси, а на пути в Уреки. Мы заехали в придорожное кафе у реки, заказали три чашки кофе и огромный имеретинский хачапури (который потом не смогли съесть и попросили завернуть с собой в дорогу) и заплатили за все 300 рублей. Что ж, дешевле только даром.

В общем, Грузия вполне доступна людям с разным уровнем дохода.

С этим ощущением мы отправились в Грузию второй раз – в 2017 году, и тоже в сентябре. Наша цель была – Батуми. В этот раз мы оправились в поездку вдвоем с Сашей.

Я не стала рисковать и забронировала отель 4*, а не квартиру. Я заказала номер станадрт+ (большая комната и балкон) за 3800 рублей в сутки. Он был по акции, дешевле остальных, но без завтрака. Мы добрались до Батуми в 21.30. Дальше произошло неожиданное: нас повели заселяться, а мы увидели, что это совсем не тот номер, что бронировали – маленький, без балкона. Я сказала, что мы заказывали номер другой категории и в этом жить не хотим. Они что-то там пошушукались на грузинском, потом взяли другой ключ и сказали: ну, хорошо, пойдем посмотрим другой. И привели нас в номер более высокой категории чем тот, что мы заказывали – двухместный люкс с большим балконом. И сообщили — плюс вам еще будет и завтрак включен. И все это – за ту же цену, ни копейкой больше.

Как мы ездили на своем Opel Astra в Грузию

Это был первый положительный импульс от Батуми. Потом их было еще немало.

Сразу скажу – ехать в столицу Аджарии только ради моря, на мой взгляд, все же не стоит. На планете полно мест с куда более комфортными условиями для пляжного отдыха. Возьмем ту же Турцию…

Да, в Батуми есть городской пляж, он совершенно нормальный, тут люди загорают, купаются в море. Но пока ты дойдешь до этого пляжа, тебе захочется десять раз свернуть в какую-нибудь старинную улочку, побродить по ней, ощутив колорит города. Мы так и делали. И приходили на пляж только в шесть часов вечера.

Я подсчитала: у нас чистых дней в Батуми было 5, плюс день приезда и день отъезда. Так вот, за все это время мы были на море три раза. Один раз – на пляже у Ботанического сада – он понравился нам даже больше городского. Если бы мы заранее знали об этом пляже, то наверное больше времени уделили морю. От нашего отеля до этого пляжа 10 минут на маршрутке.

Батуми не такой как Тбилиси. Столица Грузии имеет широкие улицы, чувствуется, что это большой город. А в Батуми узенькие улицы, повсюду южный колорит. Я имею в виду его старую часть – мы в нее влюбились. Здесь особая аура, на тебя снисходит некая расслабленность.

Как мы ездили на своем Opel Astra в Грузию

Поездками в Батуми, Тбилиси, Уреки мы остались довольны. Рекомендуем их к посещению безоговорочно. Кому интересны дополнительные фотки из наших поездок в Грузию — смотрите здесь.

Перейти на страницу Анны Пономаревой в Фейсбуке можно здесь.